Калькуляционные материалы по государственному оборонному заказу. Комплект РКМ обоснования цены оборонной продукции. Согласование основных экономических нормативов, применяемых для формирования РКМ ГОЗа. Новые формы РКМ для обоснования цены ГОЗ.

Комплект РКМ для калькуляции Гособоронзаказа
Калькуляция цены, формирование и согласование РКМ по продукции ГОЗ:
Государственный оборонный заказ
Ценообразование в сфере Гособоронзаказа
Индексация цен военной продукции
ИГК и платежи со спецсчетов
НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа
Раздельный учет в Гособоронзаказе

Калькуляции цены и комплект РКМ ГОЗ

Обновлено с учетом законодательной базы в сфере ГОЗ, актуальной по состоянию на 9 декабря 2020 года

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.

Типовые формы РКМ ГОЗ

Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.

До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а.
Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.

Аналогичные формы для РКМ ГОЗ были утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 N 469-а. Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (Приказ от 03.07.2014 N 1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы (по Приказу ФАС №469-а) оставались действующими.
В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, с 3 марта 2018 года Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 формы Приказа ФСТ №469-а заменены новыми типовыми формами РКМ.

Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.

Действующие формы РКМ для ГОЗ

Действующие 23 вида форм, актуализированные с учетом Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334, вступили в силу 26.10.2019 (Приложение №5 к Приказу ФАС России от 26.08.2019 №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1465»):
  1. Форма №1 (1д). Протокол (Согласование) цены (прогнозной цены) единицы продукции и выбора вида цены.
  2. Форма №2 (2д). Плановая калькуляция затрат.
    Форма №2А (2Ад). Плановая калькуляция затрат на продукцию и отчетная калькуляция затрат на аналог.
  3. Форма №3 (3д). Отчетная калькуляция затрат.
  4. Форма №4 (4д). Расшифровка затрат на приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов.
Формы с индексом «д» представляются в случае, если процесс производства военной продукции выходит за рамки одного календарного года.

Формы по финансово-хозяйственной деятельности в целом

В составе предложения о цене формы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, представляются единожды:
  1. Форма №8 (8д). Расчет-обоснование норматива транспортно-заготовительных затрат.
  2. Форма №10 (10д). Расчет-обоснование уровня (%) дополнительной заработной платы основных работников.
  3. Форма №11 (11д). Смета и расчет общепроизводственных затрат.
  4. Форма №12 (12д). Смета и расчет общехозяйственных затрат / административно-управленческих расходов.
  5. Форма №13 (13д). Смета и расчет коммерческих (внепроизводственных) затрат.
  6. Форма №21 (21д). Сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки.
  7. Форма №22 (22д). Сведения о нормативах и экономических показателях организации, используемых при определении цены продукции.
  8. Форма №23 (23д). Расчет (обоснование) трудоемкости.
РКМ представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде на CD-R в формате электронных копий и таблиц, например, Microsoft Excel. Приоритет имеют печатные документы, подписанные исполнителем ГОЗ.

РКМ на миллион

Можно ли не предоставлять РКМ (обосновывающие документы) на продукцию стоимостью менее одного миллиона рублей?
Положение о госрегулировании цен устанавливает перечень обосновывающих документов в зависимости от метода формирования цены, и не предполагает его изменения в зависимости от заявляемой цены готовой продукции.
Ссылка на пятый абзац подпункта г) пункта 37 данного Положения («расчет цен на ПКИ и работы … в отношении каждой номенклатурной позиции …, расходы на закупку которой составляют не менее 10 процентов суммарных расходов на закупку ПКИ и работ … и не менее одного миллиона рублей …») – абсолютно не состоятельна.

Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ

Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли. Применяется при формировании цены затратным методом и методом индексации по статьям затрат.

Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.
Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочих расходов.

Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ») Минпромторга №334. Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Отнесения затрат на себестоимость должно производиться преимущественно прямым методом.
Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы).

Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет.

Приказ №334 (новый «двухсотый приказ»)

Приказ №334 30 апреля 2019 года, наконец-то, вступил в силу Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». Данный приказ установил, что Приказ Минпромэнерго №200 применению не подлежит, при этом цены на продукцию ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом №200, пересмотру также не подлежат.
Новый приказ о составе затрат по ГОЗ составлен с учетом Положения о госрегулировании цен оборонного заказа, утвержденного Постановлением Правительства №1465. В сравнении с Приказом №200 новый Приказ №334 революционных изменений не принес. В чем можно убедиться при постатейном сравнении двух данных Приказов об определении состава затрат.
В отдельные калькуляционные статьи выделены «затраты на командировки» (1000), «проценты по кредитам» (1500) и «административно-управленческие расходы» (1600). Некоторую настороженность вызывает слово «оплата» в наименовании статьи (0105), и кардинальное различие в нумерации статей калькуляций с Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18, формы документов которого разработаны также в соответствии с Положением о госрегулировании цен, утвержденного Постановлением №1465.
Административно-управленческие расходы (1600) относятся непосредственно на финансовый результат (директ-костинг: Кт 26 Дт 90.08), а Общехозяйственные затраты (0900) увеличивают Производственную себестоимость (Кт 26 Дт 20). Приоритетным показателем распределения накладных расходов является основная заработная плата основных работников.
Проценты по кредитам (1500) не включается в цену единицы продукции, а используется при формировании цены вспомогательных работ, термин которых введен Постановлением №1465.

Основные обоснованные экономические нормативы и показатели

Основные экономические показатели (ОЭП) - плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22). В число таких нормативов предприятия входят:
  • ОЗП – средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
  • ДЗП – норматив дополнительной заработной платы (форма №10)
  • норматив страховых взносов
  • ТЗР – норматив транспортно-заготовительных расходов (форма №8)
  • ОПР – норматив общепроизводственных расходов (форма №11)
  • ОХР – норматив общехозяйственных расходов (форма №12)
  • АУР – норматив административно-управленческих расходов (форма №12)
  • НР – норматив накладных расходов
  • норматив коммерческих (внепроизводственных) затрат (форма №13)
  • порядок списания и нормативы специальных затрат, затрат на специальную технологическую оснастку, и других расходов
  • норматив рентабельности (прибыли)
Исполнители ГОЗ, как правило, ежегодно согласуют свои основные экономические нормативы с аккредитованным военным представительством, УВЭА и ДАГК МО РФ.
Иногда, в отношении основных нормативов используется иная терминология: базовые экономические показатели (БЭП) или базовые экономические нормативы (БЭН).
Постановлением Правительства от 16.03.2021 №390 введено определение обоснованных экономических нормативов и показателей. ОЭПиН формируются для каждого календарного года в отдельности для НТП и иной продукции.

Норматив страховых взносов

Расчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством. На 2021 год лимит по пенсионным взносам установлен в размере 1 465 000 рублей, по «больничным» (ФСС) - 966 тысяч рублей (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 №1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.»).
Взносы по травматизму («профриск») и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не лимитируются.
Год Постановление Правительства РФ База для исчисления страховых взносов Среднемесячная зарплата, с которой начинает применяться регресс
на обязательное пенсионное страхование (ПФР) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) Предельная величина на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) Предельная величина на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Предельная величина Рост Предельная величина Рост
2021 №1935 от 26.11.2020 1 465 000 13,4% 966 000 5,9% - - 80 500,00
2020 №1407 от 06.11.2019 1 292 000 12,3% 912 000 5,4% - - 76 000,00
2019 №1426 от 28.11.2018 1 150 000 12,6% 865 000 6,1% - - 72 083,33
2018 №1378 от 15.11.2017 1 021 000 16,6% 815 000 7,9% - - 67 916,67
2017 №1255 от 29.11.2016 876 000 10,1% 755 000 5,2% - - 62 916,67
2016 №1265 от 26.11.2015 796 000 12,0% 718 000 7,2% - - 59 833,33
2015 №1316 от 04.12.2014 711 000 13,9% 670 000 7,4% - - 55 833,33
2014 №1101 от 30.11.2013 624 000 - 52 000,00

Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу

Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 9 декабря 2020 года
Коды классификатора ПГЗ (Москва)
Письмо ДТИ-Мытищи
Каков Ваш новый налог на квартиру
Калькуляции ГОЗ и комплект РКМ

Действующие формы РКМ (новые). Калькуляционные и расчетные материалы по гособоронзаказу. Пакет РКМ для обоснования цен и себестоимости военных изделий и НИОКР. Согласование основных экономических показателей, используемых при подготовке РКМ ГОЗ.