Калькуляционные материалы по государственному оборонному заказу. Комплект РКМ обоснования цены оборонной продукции. Согласование основных экономических нормативов, применяемых для формирования РКМ ГОЗа. Новые формы РКМ для обоснования цены ГОЗ.
Комплект РКМ для калькуляции Гособоронзаказа
|
Калькуляция цены, формирование и согласование РКМ по продукции ГОЗ: Государственный оборонный заказ Ценообразование в сфере Гособоронзаказа Индексация цен военной продукции ИГК и платежи со спецсчетов НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа Раздельный учет в Гособоронзаказе |
Калькуляции цены и комплект РКМ ГОЗ
Обновлено с учетом законодательной базы в сфере ГОЗ, актуальной по состоянию на 1 августа 2022 года
Расчетно-калькуляционные материалы по ГособоронзаказуЦелью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.Типовые формы РКМ ГОЗСостав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а. Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам». Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был. Аналогичные формы для РКМ ГОЗ были утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, с 3 марта 2018 года Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 формы Приказа ФСТ №469-а заменены новыми типовыми формами РКМ. Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18. Действующие формы РКМ для ГОЗДействующие 23 вида форм, актуализированные с учетом Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334, вступили в силу 26.10.2019 (Приложение №5 к Приказу ФАС России от 26.08.2019 №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1465»):
Формы по финансово-хозяйственной деятельности в целомВ составе предложения о цене формы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, представляются единожды:
Нулевая формаВ формах РКМ заполнению подлежат все графы. В случае отсутствия данных проставляется прочерк, либо значение «0». «Нулевая форма» - форма, содержащая только нулевые значения.Как правило, необязательно представление нулевых форм при переводе в фиксированную цену. Обосновывающие документы представляются (с описью) на бумажном носителе и в электронном виде на оптических носителях: компакт-диск (CD / DVD) с полным комплектом материалов в формате электронных таблиц без сокрытия формул и PDF (сканы с подписями и печатями). Приоритет имеют печатные документы, подписанные исполнителем ГОЗ. Опись комплекта РКМУказанием (ДСП) заместителя Министра обороны в дополнение к комплекту документального обоснования цены вводятся Описи представляемых материалов. Данные описи должны сократить сроки рассмотрения РКМ и повысить эффективность взаимодействия при определении цены, а также обеспечить проверку комплектности, полноты заполнения и соответствия форматов форм РКМ.Формы описей (в формате электронных таблиц Excel) представляемых материалов (приложения № 1-7) размещены на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации». В частности, Опись единственного поставщика при формировании цены затратным методом (Приложение №2) содержит строки для каждой из 23 форм РКМ, информацию об обращениях в ФАС, Заключении ВП о цене. Кроме того, отражаются сведения о представлении дополнительной информации (пояснительная записка, выписки из учетной политики и иные документы, которые могут быть представлены исключительно в сканированном виде). В столбцах описей указывается количество страниц, и проставляются (ВП, ЗОВУ, ДАГК) отметки о наличии (есть / нет / не требуется). В графе «Примечание» ставятся отметки о нулевых формах («нулевая»); «НТД не утверждалась (не согласовывалась) гос. заказчиком» в случае отсутствия Заключения ВП о цене. Чек-листыНа рубеже 2018 и 2019 годов, ещё до утверждения форм Приказа ФАС от 26.08.2019 №1138/19, военными были введены так называемые чек-листы.Представители Заказчика применяли их с целью решения аналогичных задач по проверке комплектности представляемых документов. В перечне названий документов (в строках чек-листов) применялась терминология пункта 37 Положения о госрегулировании цен (№1465). РКМ на миллионМожно ли не предоставлять РКМ (обосновывающие документы) на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ не головному исполнителю, стоимостью менее одного миллиона рублей?Положение о госрегулировании цен устанавливает перечень обосновывающих документов в зависимости от метода формирования цены, и не предполагает его изменение в зависимости от заявляемой цены готовой продукции. Ссылка на пятый абзац подпункта г) пункта 37 данного Положения («расчет цен на ПКИ и работы … в отношении каждой номенклатурной позиции …, расходы на закупку которой составляют не менее 10 процентов суммарных расходов на закупку ПКИ и работ … и не менее одного миллиона рублей …») – абсолютно не состоятельна. Поэтому, если расходы на закупку каких-либо ПКИ (ППФ), работ (услуг) производственного характера превышают один миллион рублей и составляют не менее 10% суммарных расходов по соответствующей калькуляционной статье, то дополнительно к своему комплекту РКМ прикладываются документы поставщика ПКИ / ППФ (исполнителя работ / услуг), обосновывающие цену всех таких номенклатурных позиций. Что и должно быть отражено в описи единственного поставщика (затратный метод) отдельной строкой (№9). Стоит также отметить, что в настоящее время непредставление или несвоевременное представление документов обосновывающих цену по запросу головного исполнителя влечет наложение административного штрафа (Федеральный закон от 14.07.2022 №291-ФЗ). Размер штрафа для должностных лиц от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических – от 300 000 до 500 000 рублей. Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗКалькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли. Применяется при формировании цены затратным методом и методом индексации по статьям затрат.Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат. Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочих расходов. Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы). Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет. Приказ №334 (новый «двухсотый приказ»)30 апреля 2019 года, наконец-то, вступил в силу Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». Данный приказ установил, что Приказ Минпромэнерго №200 применению не подлежит, при этом цены на продукцию ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом №200, пересмотру также не подлежат.Новый приказ о составе затрат по ГОЗ составлен с учетом Положения о госрегулировании цен оборонного заказа, утвержденного Постановлением Правительства №1465. В сравнении с Приказом №200 новый Приказ №334 революционных изменений не принес. В чем можно убедиться при постатейном сравнении двух данных Приказов об определении состава затрат. В отдельные калькуляционные статьи выделены «затраты на командировки» (1000), «проценты по кредитам» (1500) и «административно-управленческие расходы» (1600). Некоторую настороженность вызывает слово «оплата» в наименовании статьи (0105), Административно-управленческие расходы (1600) относятся непосредственно на финансовый результат (директ-костинг: Кт 26 Дт 90.08), а Общехозяйственные затраты (0900) увеличивают Производственную себестоимость (Кт 26 Дт 20). Приоритетным показателем распределения накладных расходов является основная заработная плата основных работников. Отмечается, что Порядок определения затрат в рамках ГОЗ не устанавливает требований к бухгалтерскому и налоговому учету затрат. Проценты по кредитам (1500) не включается в цену единицы продукции, а используется при формировании цены вспомогательных работ, термин которых введен Постановлением №1465. Основные обоснованные экономические нормативы и показателиОсновные экономические показатели (ОЭП) - плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22). В число таких нормативов предприятия входят:
Иногда, в отношении основных нормативов используется иная терминология: базовые экономические показатели (БЭП) или базовые экономические нормативы (БЭН). Постановлением Правительства от 16.03.2021 №390 введено определение обоснованных экономических нормативов и показателей. ОЭПиН формируются для каждого календарного года в отдельности для НТП и иной продукции. Норматив страховых взносовРасчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством. На 2022 год лимит по пенсионным взносам установлен в размере 1 565 000 рублей, по «больничным» (ФСС) – 1 032 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 №1951 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г.»).Взносы по травматизму («профриск») и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не лимитируются.
Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коды классификатора ПГЗ (Москва) Письмо ДТИ-Мытищи Каков Ваш новый налог на квартиру | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калькуляции ГОЗ и комплект РКМ |
Действующие формы РКМ (новые). Калькуляционные и расчетные материалы по гособоронзаказу. Пакет РКМ для обоснования цен и себестоимости военных изделий и НИОКР. Согласование основных экономических показателей, используемых при подготовке РКМ ГОЗ.